Поиск
  • Павел Пискарёв

ЖКП 3: Как описать свою жизнь

Ведущий интервью: Павел Пискарев. Дата выпуска: 2015 год.


Интервью С Екатериной Киктевой в рамках авторского подкаста «Жизнь как проект» Павла Пискарева на тему «С помощью каких инструментов человек может описать свою жизнь».


Екатерина Киктева

  • Бизнес-консультант, тренер

  • Екатерина имеет обширный опыт проведения тренингов для отелей различного уровня. Она является специалистом в сфере развития и оценки персонала отелей, обучения тренеров, а также развития и обучения топ-менеджеров отелей.

  • Большой опыт кросс-индустриальных тренеров позволяет Екатерине привносить в гостиничную отрасль наиболее успешные практики и методики из других отраслей крупного бизнеса.

  • Кандидат политических наук, психолог, социолог.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ ЕКАТЕРИНЫ


Образование


  • 2003-2006.  «Организационная терапия, социодрама и социометрия в консультировании и тренинге». Сертификат социодраматурга длительной программы Британской Психодраматической Ассоциации 

  • 1999-2003. Кафедра политической психологии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.  Кандидатская диссертация на тему «Особенности формирования негативного образа регионального политического лидера».  Науч.рук. д.филос.н., проф. Е.Б.Шестопал.

  • 04-06.2002. Тренинг бизнес-тренеров. Авторская программа соучредителя компании «Тренинг-Мастер»  Б.М.Мастерова

  • 05.2002. “Искусство управленческой борьбы”. Авторский семинар директора Таллиннской школы менеджеров В.Тарасова по управленческим навыкам

  • 2001.  Сертификат PR-специалиста Российской Ассоциации по связям с общественностью.

  • 1999-2000. “Психологическое консультирование и психотерапия”. Авторский курс для психологов и психотерапевтов декана МГППУ, д.психол.н., профессора Ф.Е.Василюка

  • 1995-1997. факультет социологии и политологии Французского Университетского Колледжа при МГУ им. М.В.Ломоносова (обучение на фр.яз.)

  • 1989-1995 .  Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Специальность: общая психология.

Публикации в изданиях:


«Top-Manager», «HR-директор», «Директор по персоналу»,  «Компания», «Эксперт»,  «Кадровое дело», «Элитный персонал», «Business Education Revue», Управление персоналом, «Маркетинговые исследования», «Политические исследования», «Советник», «Выборы», «Рекламный мир». В коллективной монографии “Психология восприятия власти”, «Российская власть в 1990-2000»; в книге: «Россия: Политические вызовы  XXI века». 


Ключевые моменты интервью Павла Пискарёва с психологом и бизнес-консультантом Екатериной Киктевой


Павел Пискарёв: Наши беседы – о том, как построить свою жизнь проектным образом, как уметь ей управлять, где брать инструменты, с помощью которых мы можем ориентироваться в жизненном пространстве, достигать своих целей, стремиться к тому, чтобы наша жизнь обретала бОльшие смыслы и давала нам правильный «человеческий результат», я бы сказал.

Недавно задался вопросом: «С помощью каких инструментов человек может описать свою жизнь?» У нас есть слова, мы привыкли пользоваться ими. Слова создают нашу реальность такой, какая она есть. Но при этом слова бывают разными, они сотканы из разных нитей. Из разных материалов создается то пространство, которое мы называем жизнью, и с которой мы сравниваем: хорошо мы живем или дурно. Поэтому вспомнился простой старый лозунг: «Важнейшим из всех искусств для нас является кино». И я обратился в поле профессионального видения.

Побеседовать с нами любезно согласилась моя коллега бизнес-тренер, психолог Екатерина Киктева. Она ведет уникальный проект «Кино для бизнеса и не только». Это человек, который многим помог поставить вопрос, а возможно, и найти ответ, тот волнующий ответ из того поля смыслов, в котором человек пребывает. Она помогает найти ответы не самым простым способом – с помощью кино.


Екатерина Киктева: Не назвала бы себя специалистом по кино, но я его очень люблю и хорошо в нем разбираюсь.

Просматривая фильмы, я пришла к простому выводу, что мировые киностудии, не зная того, на самом деле понаделали огромное количество «учебников» про жизнь, про бизнес, про переговоры, про лидерство – на любые темы. Это, практически, то, чему мы учим людей в бизнес-тренингах, но в совсем другой форме. Кино воздействует на все органы чувств, но чего в кино не хватает? Интерактива, диалога, поэтому часто мы выходим из кинотеатра, и современная жизнь выталкивает из нас все то, что мы там получили…


Павел Пискарёв: Без возможности обсудить, пожонглировать смыслами, поделиться в широком формате, о чем этот фильм, почему меня к нему судьба привела – ведь и так можно ставить вопрос.


Екатерина Киктева: Конечно. И для чего этот фильм я для себя посмотрел. Хорошее кино в любом случае изменяет человека, но оно изменяет подсознательно. А если мы еще дадим себе труд и удовольствие поговорить об этом кино, тогда на уровне сознания ты воспринимаешь, фактически, тот текст, то послание, те уроки, которые передавал тебе режиссер.


Павел Пискарёв: Ты бизнес тренер, и я понимаю, что мы используем кино в нашей профессии, в нашем деле, как некий инструмент общения с деловой средой. Кино – это полотно, из которого мы вынимаем краски и фигуры, которые иллюстрируют какие-то форматы.

Часто нас слушают люди и думают: что нам посоветуют? Как мы можем быть полезны?


Екатерина Киктева: Я посоветую одну простую вещь: кино можно смотреть по-разному. Обычно мы смотрим и оцениваем: что нам понравилось, что – нет, что хорошо, что плохо. А я предлагаю задавать себе вопрос, когда смотришь кино: «Что меня зацепило? Где в процессе просмотра у меня возникло некое чувство, эмоция – какое-то раздражение или испуг? Какой конкретно герой «срезонировал»?» И если задаешь себе этот вопрос: «Что меня зацепило?», - тогда можно и понять, «зачем мне нужно было это смотреть?»

Помнишь, мы с тобой смотрели фильм «Исходный код». Ты можешь вспомнить, что тебя зацепило?


Павел Пискарев: Был такой фильм. Может быть, сейчас важна не суть сюжета, но я помню, что там был момент повторения какой-то истории. Меня зацепило то, что главный герой спас мир вокруг себя. И несколько раз возвращался в эту ситуацию по сюжету фильма, пока не нашел верного решения. Я вышел из помещения твоего киноклуба с четким пониманием, что сюжет существует, чтобы обострить мой фокус внимания, что верное решение надо настойчиво находить. Не бывает проигранных ситуаций, мы всегда к ним возвращаемся. Что бы с нами ни произошло, мы всегда в голове крутим какую-то фазу жизни или ситуацию, и мы можем найти верное решение. И когда мы его находим, то в этот момент уже можем говорить: «Да, я герой своей жизни! Да, я спас ситуацию, я спас людей в своем ареале обитания». Я понимаю, что, посмотрев кино не как развлечение, не как просто набор цветных картинок, благодаря которым мой ум отдыхает, а как некоторый метафорический материал, я действительно обогатился на голливудском кино.


Екатерина Киктева: Да, и суть обсуждения в том, что, сколько людей, столько смыслов и появляется после просмотра кинофильма, потому что каждый вкладывает в увиденное свой смысл. Извлекают уроки все, кто в этот момент присутствует на показе. Интересно, что почти одни и те же сюжеты Голливуд и Европа ставят очень по-разному, и у Америки мы учимся одному, а у Европы – совсем другому. Америка создает иллюзию, идеальный мир, а Европа, наоборот, пытается отразить мир реальный.

Если возьмем один и тот же сюжет, одновременно поставленный… Есть замечательный сюжет в американском фильме, который называется «Персонаж»: человек вдруг начинает слышать голос и понимает, что он является героем писательницы, которая пишет о нем роман. Причем она пишет только трагедии. Герой понимает, что он должен умереть, и начинает искать писательницу с тем, чтобы изменить свою судьбу… Есть совершенно аналогичный европейский фильм, который называется «Официант». Там уже официант обнаруживает, что является героем романа. И мы видим два принципиально разных финала.


Павел Пискарёв: Почему лично тебя это зацепило? Интересно, что тебе дает этот фильм? Ты когда работаешь с людьми, то через себя пропускаешь, и не только киноленту, ты пропускаешь и метод, поэтому ты носитель метода. Что тебе дает кино?


Екатерина Киктева: если говорить дальше о методе, то мы сказали о том, что важно понимать, что цепляет – да. А еще один подход, это когда режиссер нам предлагает некую игру: помещает героя в обстоятельства. И в этом смысле у нас есть возможность поместить себя в эти же самые обстоятельства и подумать, а что бы со мной было, как бы я себя вел, как бы я искал финал, если бы вдруг обнаружил себя героем этого фильма.


Павел Пискарёв: Кино как инструмент познания жизни, как зеркало, с помощью которого мы можем находить самих себя. Кинематограф – это не просто цирк или возможность отдыхать перед экраном, а это способ познания.

У меня в жизни была такая история. Я демобилизовался из советской армии. Приехал к родному брату в Одессу. Понимаю, что сейчас буду отдыхать после двух лет серьезной службы, и вдруг попал в кинотеатр. Помню, что я пошел на сеанс в 9 утра, а там показывали «Полет над гнездом кукушки».

Я посмотрел подряд шесть или семь сеансов, не выходя из кинотеатра, и понимаю, что этот фильм в каком-то смысле определил мою дальнейшую судьбу. Я сопоставил себя, идентифицировал с героем Макмерфи.

Это человек-бунтарь, человек, который помогает другим людям найти свободу, при этом гибнет… но можно переидентифицироваться и стать "индейцем вольнолюбивым".

И, в общем-то, я за один день, несколько раз пересмотрев ленту режиссера, построил себе судьбу. И понимаю, что я жертва кинематографа. Выходит, что кино ни с того ни с сего насильно построило мне жизнь…

Ведь если бы я попал на «12 стульев» в то время, то, может быть, сейчас был бы очень богатый, как олигарх какой-нибудь, легко добывал средства к существованию, сравнительно честными способами. Тем не менее, судьба другая. И как мне теперь с этим быть? Может, стоит беречься вообще этих красочных историй? …

Хорошо, а что можно посоветовать посмотреть предпринимателям, допустим, для увеличения продаж?


Екатерина Киктева: Для позитива и для вдохновения, а также для повышения уровня продаж я бы посоветовала, конечно же, американский фильм «Продавец» 2009 года. Там показан гениальный, виртуознейший продавец автомобилей. С одной стороны, так не бывает в жизни, а с другой – стоит попробовать то, что он делает. Просто брать его готовые реплики и использовать в своих продажах и с таким же вдохновением и рвением это делать. Очень рекомендую эту ленту – вы решите сразу все свои задачи. Если мы смотрим не только кино из Голливуда, но и киноленты производства других «фабрик грез», то есть еще «Продавец» канадский. Он уже похож на европейские фильмы. Там, скорее, не идеальные продажи, а больше анализ продаж. «Суперский» продавец тоже автомобилей, которому уже 60 лет, лучший продавец в сто пятидесятый, в тысячный раз выходящий на продажу, анализирует, насколько успешно он разговаривает со своими клиентами… Это для нас такой опыт! Это не просто умение виртуозно продавать, а все время рефлексировать свой опыт. Потрясающе!


Павел Пискарёв: Сколько же воли надо иметь, любви к людям, к своей профессии, чтобы из фильма вынимать смысл и не уставать от этого! Не эгоистично смотреть, а вынимать смыслы, интерпретировать.


Екатерина Киктева: А вот, например, реплики для лидеров, руководителей, готовые модули, которые можно использовать, из киновыступления перед начинающими разведчиками, которым ничего не обещают: ни славы, ни денег: «Здравствуйте! Зачем мы здесь? Не из-за денег, не из-за секса, не из-за славы – ничего этого вас не ждет. А почему же мы здесь тогда? Мы здесь, потому что мы верим. Мы верим в добро и зло и выбираем добро. Мы верим в правду и неправду и выбираем правду…». И если наши руководители дадут себе труд посмотреть киноленту и хотя бы эти реплики использовать, я уверена, что уровень управления у нас резко возрастет.


Павел Пискарёв: Что можете сказать про кино о коммуникации в семье и с близкими людьми?


Екатерина Киктева: Я бы советовала посмотреть и подумать над замечательным израильским фильмом «Медузы» про детские сценарии – классика психологии: как ребенок растет в детстве, что там с ним случается, то он реализует и в своей семье, со своими детьми, со своими близкими. Фильм метафорический, яркий, интересный про боль и радость от контактов.

Кино диагностично: что тебя зацепит в фильме, про то ты понимаешь, что это для тебя самое главное и есть.

Хорошее кино не столько дает ответы, сколько ставит вопросы и заставляет задуматься. Причем ставит их так, что получается, как ты говоришь: после «Исходного кода» много часов что-то себе думал и приходил к своим выводам. Поэтому если зацепит и заронит какую-то мысль, какой-то важный вопрос, то действительно начинается динамика и вдохновляет на изменения. Тут что еще важно: мы же все варимся в своем соку, и тут мы видим какой-то другой образ, другой прорыв…


Павел Пискарёв: Хорошие фильмы выключают нас из реальности. Мы перестаем понимать, что смотрим какое-то произведение, мы вживаемся, сочувствуем, сопереживаем, с кем-то идентифицируемся – попадаем в картину, в объем, в 3D-пространство, где зритель переживает кино.


Екатерина Киктева: совершенно точно, поэтому очень важно попадать именно на свое кино, смотреть и анализировать его. Например, приведу замечательный фильм о лидерстве, и скорее даже о своем предназначении. Если ты почувствовал свое предназначение, то тебя никто не собьет – ты обязательно к нему прорвешься. Это новозеландский фильм «Верхом на ките» о том, как маленькая девочка стала лидером племени, притом, что по законам это должны были быть только мальчики. Она чувствовала внутри, что это реально ее призвание… Фильм невероятной красоты.

Важно, что называется, из кинозала вставать именно на свою дорогу, а не быть сбитым с Пути.


Павел Пискарев: Я сразу вспоминаю знаменитую фразу из фильма Абуладзе «Покаяние»: «К чему дорога, если она не приводит к храму?».

Эта фраза тоже навсегда осталась в сознании. Ты понимаешь, что если делаешь в жизни что-то и называешь это «процесс», «путь», и если ты куда-то идешь, то должен идти к храму. Данная кинокартина лично меня этому научила.

В общем-то, ни с кем не успел обсудить это в жизни… Зацепила драма кино, которая подводила к одной этой фразе, все остальное в этом фильме вторично. Одна кино-фраза: «К чему дорога, если она не приводит к храму?» – и вот квинтэссенция, которая дает человеку личностно точно выбранный ориентир.


Список фильмов, упоминавшихся в интервью:


- «Полет над гнездом кукушки»

- американский фильм «Персонаж», европейский фильм «Официант»

- американский фильм «Продавец», 2009 года

- израильский фильм «Медузы»

- «Исходный код»

- новозеландский фильм «Верхом на ките»

- «Беспокойная Анна» о непростом жизненном пути молодой художницы.

- о позитивном мышлении «Запределье», «Апрельские капитаны»,

- русские комедии: «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Кококо» Дуня Смирнова

- «Андрей Рублев» (А. Тарковский),

- «Древо желания» (реж. Тенгиз Абуладзе),

- «Покаяние» (Тенгиз Абуладзе) «К чему дорога, если она не приводит к храму?»

- Мультфильм «Старик и море» Хемингуэй

- французский фильм «Один плюс один»,

- фильм о решении конфликтов «Ничья земля», «Замершие души», «Иисус из Монреаля»


Практические рекомендации от Екатерины Киктевой:


1. Учитесь относиться к себе иронично.

2. Обсуждайте интересные вам фильмы с друзьями, делитесь смыслами, пробуйте менять смыслы и сценарии. Делайте "стоп-фильм" и отвечайте на вопрос: "Какое может быть развития сюжета? Что можно сделать в этой ситуации?!"

3. Спрашивайте себя, что хотел сказать автор, ведь он предлагает диалог, вступайте в этот диалог.

4. Смотрите хорошее кино, извлекайте из него пользу.

5. Помните,что в трудных ситуациях всегда есть верное решение - находите его.


Хотите всегда получать свежие выпуски радио?

СЛУШАЙТЕ, СКАЧИВАЙТЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!




Просмотров: 1Комментариев: 0

Недавние посты

Смотреть все